Электронная газета как сделать шаблон. Publisher: сам себе дизайнер и верстальщик. Как подготовить школьные публикации: бюллетени, газеты, заметки и т.п. на компьютере? Нарушение сетки. Примеры

Содержимое:

Благодаря данной статье вы научитесь создавать газеты с помощью Microsoft Word. Придумайте, как будет выглядеть ваша газета, а затем воплотите идею в жизнь в программе Word на компьютере Windows или Mac.

Шаги

Часть 1 Проект

  1. 1 Просмотрите несколько разных газет. Рассмотрите взаимное расположение базовых элементов газеты, чтобы понять принципы верстки и расположения на бумаге:
    • Материалы - главное содержимое, на которое приходится основная часть текста.
    • Изображения - иллюстрации и фотографии также являются важными элементами газеты. Они разделяют крупные блоки текста и дополняют контекст сюжетов.
    • Заголовки - первое, на что обращает внимание читатель, когда принимает решение читать или не читать материал.
  2. 2 Учитывайте размеры принтера. Если у вас нет в наличии принтера промышленных масштабов, то дело ограничится размером бумаги 210 на 297 миллиметров, который поддерживает большинство принтеров.
    • Такой размер соответствует настройке размера страницы по умолчанию для программы Word на большинстве компьютеров.
  3. 3 Заранее обдумайте макет страниц. Прежде чем открыть программу Word и приступить к работе по форматированию, следует составить общее представление о макете будущей газеты. Возьмите несколько листов бумаги для заметок и схематически изобразите несколько вариантов.
    • Продумайте дизайн разных страниц. Первая полоса будет значительно отличаться от остальных страниц газеты, как и разделы должны стилистически отличаться друг от друга.
    • Начертите несколько линий, чтобы разобраться с наполнением. Если колонок будет слишком много, то текст окажется сильно сжатым, а недостаточное количество колонок сделает страницу разрозненной.
    • Пробуйте разные расположения блоков текста на черновой странице. Поместите изображение внутри текста, выше или ниже сюжетного материала.
    • Выберите подходящее место для заголовка. Он должен привлекать внимание читателя, но при этом заголовок слишком большого размера будет отвлекать от текста.

Часть 2 Реализация

  1. 1 Откройте Microsoft Word. Дважды щелкните по значку Word, который выглядит как белая буква "W" на синем фоне.
  2. 2 Нажмите Создать. Белый прямоугольник находится в левой верхней части экрана. При этом откроется новый документ.
    • Пропустите этот шаг на компьютерах Mac.
  3. 3 Укажите название газеты. Напечатайте на странице название газеты или желаемый заголовок.
  4. 4 Начните с новой строки. Нажмите кнопку ⌅ Enter в документе, чтобы перейти на новую строку.
    • Этот шаг позволит добавить колонки, но при этом оставить название газеты в исходном виде.
  5. 5 Нажмите Разметка страницы. Эта вкладка находится на синей ленте в верхней части окна Word. При этом в ленте откроется панель инструментов Разметка страницы .
  6. 6 Нажмите Колонки. Этот пункт находится в левой части панели Разметка страницы . На экране появится выпадающее меню.
  7. 7 Нажмите Другие колонки…. Этот пункт находится внизу списка Колонки . Появится окно с дополнительными возможностями.
  8. 8 Выберите число колонок. Например, нажмите Две в верхней части окна, чтобы разделить свою газету на две колонки.
    • Также можно указать число в поле "Число колонок", выбрав необходимое количество.
  9. 9 Выберите выпадающее меню "Применить". Поле находится в левой нижней части окна.
  10. 10 Выберите До конца документа. Укажите данный пункт в выпадающем меню, чтобы применить количество колонок ко всему документу за исключением заголовка.
  11. 11 Нажмите OK. После этого документ Word будет разделен на выбранное количество колонок.
  12. 12 Добавьте текстовое содержимое. Начните с заголовка, затем нажмите кнопку ⌅ Enter и напечатайте раздел. Когда дойдете до конца, оставьте пару пустых строк, а затем укажите следующий заголовок и напечатайте следующий раздел.
    • В процессе ввода текста колонки будут заполняться слева направо.
  13. 13 Вставьте фотографии. Нажмите на место в газете, куда нужно вставить фотографию, после чего нажмите вкладку Вставка , затем Рисунок , выберите изображение и нажмите Вставить в правом нижнем углу окна.
    • Фото можно уменьшить либо увеличить, если потянуть за угол изображения.
    • Нажмите на фото, затем выберите вкладку Формат , далее Обтекание текстом , после чего выберите вариант обтекания, чтобы текст располагался вокруг изображения.
  14. 14 Выровняйте название газеты по центру. Нажмите вкладку Главная , выделите текст названия, а затем нажмите иконку "Выровнять по центру" в виде выровненных по центру горизонтальных линий в блоке "Абзац".
  15. 15 Измените формат газеты. Программа позволяет добавить множество различных деталей перед сохранением, но чаще всего меняют такие параметры:
    • Шрифт и размер текста - выделите часть текста, которую нужно изменить, затем щелкните по направленной вниз стрелке права от текущего шрифта в блоке "Шрифт" вкладки Главная . Теперь выберите новый шрифт и размер шрифта в числовом раскрывающемся списке рядом со шрифтом.
    • Полужирное начертание заголовка - выделите заголовок, который следует изменить, а затем нажмите Ж в блоке "Шрифт", чтобы сделать текст полужирным. Также можно нажать кнопки Ч или К , чтобы выбрать подчеркивание или курсивное начертание текста.
  16. 16 Сохраните газету. Нажмите сочетание клавиш ^ Ctrl + S (Windows) или ⌘ Command + S (Mac), чтобы сохранить газету, после чего выберите папку для сохранения, введите название и нажмите Сохранить . Ваша газета готова!
  • Выбирайте удобный шрифт для газеты вроде Arial Narrow. Если вы хотите, чтобы ваша поделка действительно выглядела как настоящая газета, то узнайте, какие шрифты чаще всего используют газетчики. В интернете можно найти немало информации о шрифтах для газет в разное время.

Предупреждения

  • Выбирайте "Черно-белую" печать, чтобы не расходовать лишнюю краску в принтере.

При запуске Publisher открывается окно с областью задач. Здесь можно открыть уже имеющуюся публикацию или создать новую, выбрав для этого подходящий шаблон .

В нашей статье: нажмите на изображение для увеличения.

Многие публикации строятся на основе готовых шаблонов: часть шаблонов уже загружены в программу — это Встроенные , но много интересных вариантов можно скачать через интернет — Рекомендуемые (скачивается с официального сайта Office.com).

После этого можно начать работу. Выбрать категорию Встроенные , чтобы создать, например, бюллетень школьного театрального кружка, выбрать соответствующую категорию «Бюллетени » для более детального просмотра.

Выбрав шаблон, его можно изменить, создав свою публикацию.

Чтобы страницы публикации располагались рядом, подобно книге, нужно выбрать параметр «2 страницы ». Чтобы публикация содержала отдельные страницы (это похоже на стопку скрепленных листов), выбрать «Одна страница ».

Бизнес-информация — это контакты (адрес, телефон и т.д.).

Можно изменить цветовую и шрифтовую схемы.

Бюллетень откроется в Publisher. Более ранние версии данного редактора несколько отличаются от версии 2013 года, особенно в верхней части окна. В Pablisher-2013 вместо панели инструментов и меню расположена лента . Откроем одну из вкладок, чтобы выбрать необходимое действие. Их имена подскажут, где находятся привычные команды. Разберем несколько команд на каждой вкладке, чтобы лучше познакомиться с организацией интерфейса.

Вкладка Главная содержит команды, к которым обращаются чаще всего: Вставить , Копировать и команды для работы со шрифтами. В этой вкладке содержатся команды для добавления надписей, таблиц, фигур и рисунков.

При необходимости вставить что-либо нужно перейти во вкладку Вставка . Для примера открыть Части страницы , чтобы добавить боковую панель или броскую цитату. Можно добавить номера страниц или колонтитулы.

Вкладка Макет страницы поможет изменить шаблон. Лучше всего будет, если сделать это до начала работы над самой публикацией. В этой вкладке можно изменить цветовую схему. Наводя указатель мыши на предлагаемые варианты, можно увидеть, какой результат получится при выборе той или иной схемы. Можно предварительно оценить результат применения другой шрифтовой схемы. Изменение цветовой или шрифтовой схемы применяется для всей публикации.

Для проверки орфографии нужно переключиться на вкладку Рецензирование .

Для показа и скрытия границ, направляющих или координатных линеек помогут команды во вкладке Вид .

Панель быстрого доступа . Можно добавить на нее команды, которые применяются наиболее часто. К примеру, чтобы добавить на панель команду Орфография , нужно открыть вкладку Рецензирование , щелкнуть на команду правой кнопкой мыши и выбрать пункт Добавить на панель быстрого доступа . Кнопка появилась на панели. Есть и другой способ добавления нужных кнопок. Нужно щелкнуть по стрелке. Если на открывшейся панели нет нужной команды, выбрать пункт Другие команды .

В зависимости от действий пользователя на ленте появляются дополнительные вкладки. К примеру, введем в бюллетень название «Театральный кружок». Появилось еще две вкладки с командами для работы с надписями и средствами рисования.

Клик мышкой за пределами публикации убирает эти вкладки, когда они не нужны.

Если щелкнуть такую маленькую стрелку, появятся дополнительные команды, которые предназначены для оформления, работы со шрифтами и абзацами.

Мы рассмотрели интерфейс Publisher, ознакомились с некоторыми его возможностями. Многие из них должны быть знакомы пользователям по работе с Word или PowerPoint. К тому же интерфейс программы достаточно понятный, а значит, уже сейчас можно начинать верстать бюллетени и газеты для класса и школы.

Знание программы компьютерной верстки InDesign пригодится любому графическому дизайнеру. С помощью InDesign можно разрабатывать дизайн-макеты книг, журналов, буклетов, листовок и даже веб-страниц. InDesign тесно интегрирован с другими продуктами Adobe, в частности, с такими программами, как Photoshop и Illustrator, что позволяет дизайнеру при создании макета работать как с растровой, так и с векторной графикой.

InDesign является достаточно простой программой – человеку, знакомому с основными принципами верстки, будет несложно его освоить. Однако компьютерная верстка – процесс довольно медленный и работа над созданием макета может отнять много времени. При этом нередко случается, что сроки поджимают, а работа не движется, так как у дизайнера нет точного понимания, как именно должен выглядеть макет. Недостаток креатива можно восполнить, скачав готовый шаблон. Сегодня в интернете можно найти множество бесплатных и при этом профессионально сверстанных макетов, книг, журналов, буклетов и другой печатной продукции. Все, что остается дизайнеру – заменить «рыбу» на текст, предоставленный заказчиком и разместить собственные иллюстрации. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 6 сайтов с бесплатными шаблонами InDesign.

StockInDesign – один из самых лучших сайтов, где можно найти подходящий бесплатный шаблон для создания собственного макета. На сайте представлены работы высочайшего качества, сравнимые с платными шаблонами премиум-класса. В папке с шаблоном всегда находится файл «Read me», где содержатся советы по работе с документом, а также ссылки на бесплатные изображения и шрифты, которые можно использовать в дизайне. Также зачастую создатель шаблона размещает в папке короткое видео, где в общих чертах описывает, как нужно редактировать документ. Опытным дизайнерам все это вряд ли пригодится, но новички обязательно оценят такую заботу.

На сайте Best InDesign Templates представлены как платные, так и бесплатные шаблоны InDesign. Бесплатных шаблонов сравнительно немного, выбор небольшой, но все шаблоны сделаны очень профессионально. Здесь можно скачать шаблоны для каталогов, рекламных листовок, журналов и календарей. Есть макеты для различных версий Adobe InDesign – от CS2 до CS6. Новые бесплатные шаблоны появляются регулярно, дизайнеру нужно лишь подписаться на рассылку, чтобы быть в курсе всех новостей.

Сайт Creativity Crate – это портфолио дизайнера Анджелы W. Бесплатных шаблонов всего семь, в основном это буклеты и листовки. Шаблоны достаточно качественные, но небольшой выбор не оставляет дизайнеру места для маневра – будет большой удачей, если что-либо из представленного пригодится при создании собственного макета. Владелец сайта таким образом привлекает внимание пользователей к своему портфолио – неплохой маркетинговый ход, который стоит использовать и другим фрилансерам. Представленные шаблоны имеют несколько цветовых схем и готовы к печати.

Если вдохновение покинуло дизайнера во время работы над макетом книги, то ему стоит заглянуть на сайт Blurb.com. Бесплатных макетов немного, но кое-что можно использовать в работе. Все шаблоны совместимы с приложением Blurb BookWright и Adobe InDesign СС c установленным плагином Blurb InDesign. Неплохой сайт, с помощью которого можно быстро сверстать книгу или журнал.

На сайте компании Handle, специализирующейся на брендинге и маркетинговых коммуникациях, можно найти несколько красивых шаблонов InDesign, которые можно скачать совершенно бесплатно. Выбор небольшой, так что представленные шаблоны можно рассматривать лишь как источник вдохновения. Шаблоны можно использовать как есть, однако владельцы сайта рекомендуют использовать их в качестве отправной точки при создании собственного макета.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Бесплатных шаблонов для InDesign довольно мало, гораздо меньше, чем для Photoshop и Illustrator. Объясняется это просто – при создании макета для печати приходится учитывать пожелания заказчика и вероятность, что удастся найти шаблон с подходящей компоновкой элементов, очень невелика. Однако имеет смысл держать сайты с бесплатными шаблонами в закладках браузера – может быть и пригодится в будущем.

В этой статье мы рассмотрим основные виды сеток и макетов, которые используются для верстки журналов, газет, рекламных изданий и другой многостраничной печатной продукции. Изучив основы верстки, вы начнете замечать сетки в каждом печатном издании, а также сможете самостоятельно делать макеты.

Сетка – это структурная основа макета, которая позволяет располагать информацию в печатном издании таким образом, чтобы она легко читалась и красиво выглядела. Но если вы выбрали какой-то определенный вид сетки (подробнее об этом ниже), совсем не обязательно жестко его придерживаться. Это не сетка должна диктовать вам правила, а вы ей. Потому что сетка – лишь вспомогательный материал, который призван облегчить процесс верстки, а ни в коем случае не ограничивать ваш креатив и фантазию.

Зачем нужна сетка?

Сетка жизненно необходима для дизайна документов, особенно тех, в которых содержится текстовая информации вперемешку с изображениями. Если вы сомневаетесь, можете открыть любой журнал. Не важно, о чем в нем будет написано, и насколько разными будут макеты каждой страницы. В целом, общая структура макета будет соответствовать тщательно проработанной сетке.

Виды сеток

Давайте рассмотрим основные разновидности сеток, и начнем с простых, и, соответственно, самых распространённых.
Две колонки
Сетка с двумя колонками очень популярная в книгах, информационных бюллетенях или узких публикациях, где ширина ограничена. Несмотря на то, что это очень простой макет, его также можно разнообразить, добавив некоторые элементы. Например, растянуть заголовок или картинку на две колонки.

Тем не менее, если издание очень широкое, то сетку из двух колонок лучше не использовать, так как читать текст будет неудобно.

Три колонки
Такой макет более гибкий, чем предыдущий, так как дает возможность растягивать текст и изображения на две и даже три колонки. Подходит для большинства изданий, даже широких, которые не требуют сложного расположения элементов.

Альтернативой сетке в три колонки может стать сетка в три ряда. Она прекрасно подойдет для таких изданий, как .

Четыре и больше
Если вам нужен гибкий макет для большого количества разной информации и элементов, то четырех и более колоночные сетки – правильный выбор.
Вообще, сетки с нечетным количеством колонок работают лучше всего. Пять или семь столбцов обеспечивают максимальную гибкость и позволяют располагать элементы асимметрично, что часто выглядит привлекательнее симметричной верстки.

Если на странице много разной информации, можно добавить «воздуха», просто оставляя некоторые колонки или части колонок пустыми.

Асимметричные
Продолжая тему гибких макетов нельзя не рассказать подробнее об асимметричных сетках. Мы покажем, как асимметричные сетки «оживляют» макет страницы.

Асимметричная сетка в три колонки с врезкой
В этом примере вы видите три колонки разных размеров, с узкой колонкой в центре. Для того чтобы страницы смотрелись цельно, можно сделать «зеркальный» макет. Заметьте, что некоторые элементы по-прежнему могут занимать сразу несколько колонок. У каждой колонки может быть свой функционал.

Здесь вы видите, что узкая центральная колонка (выделена красным) используется для описания изображений или цитат. В том случае, если информации для нее нет, она может быть оставлена пустой, что в свою очередь добавляет «воздуха» и освежает общий вид макета.

Наиболее популярен вариант асимметричной сетки в три колонки, когда узкая колонка или «врезка» находится на краю страницы. Врезка может быть заполнена заголовками, описанием, цитатами, примечаниями, графикой и т.д., или не заполнена вообще. Она помогает расставить акценты, упорядочить информацию, или может быть использована для размещения какой-то дополнительной информации, которая напрямую не связана с общим текстом.

Обратите внимание, что с использованием одного и того же макета можно создавать разный дизайн. Этот пример, существенно отличается от предыдущего.

Смешанные
Мы подчеркивали важность использования сетки для создания целостности издания. Однако часто бывает так, что на каких-то страницах расположена информация, которая сильно отличается от всего остального контента. Не нужно пытаться вписать ее в выбранную сетку. Это может испортить все впечатление. Вместо этого просто используйте для таких страниц другую сетку.


В нашем примере основные страницы выстроены по асимметричной сетке в три колонки с боковой врезкой. А вот страницы с картинками организованы по принципу сетки с разбивкой 3х3.

Нарушение сетки. Примеры

Надеемся, мы убедили вас в гибкости и полезности сеток. Но многие правила, и сетки не исключение, время от времени полезно нарушать. Именно поэтому сетки иногда «ломают», чтобы сделать макет более «живым» и интересным.

1. Визуально разнообразить макет и сделать акцент можно с помощью фонового изображения, растянутого «в край».

2. Другой способ «сломать» сетку – вставить какой-то текстовый блок поверх нее.


3. Для любителей упорядоченного беспорядка: вставьте картинку с нарушением ориентации сетки.

Здесь главное не переусердствовать, так как большое количество таких отступлений могут сделать макет негармоничным и безвкусным.

Как выбрать подходящую сетку?

Выбирая макет, нужно иметь четкое представление о том, как должно выглядеть готовое издание, какого формата оно будет, каким образом будет отпечатано, кто его будет читать, какова его цель и так далее. Вот несколько пунктов, которые помогут вам определиться с выбором сетки:

  • Чего в документе (издании) будет больше: текста или изображений? Если больше текста – выбирайте простой макет с 2-3 столбцами. Если больше картинок, то подойдет макет с четырьмя столбцами и больше.
  • Хотите включить в верстку примечания, описания, подзаголовки и другую дополнительную информацию? Тогда ваш выбор – асимметричная сетка с боковой «врезкой».
  • Сложность. Для сложных документов, в которых текст сильно перемешан с картинками (газета, например), лучше выбирать сетку, разбитую на несколько столбцов или рядов. Это обеспечит большую гибкость и упорядоченность информации. Опять же, не нужно усложнять макет, чтобы в конечном итоге вообще не потерять структуру.
  • Тип документа. Если документ предусматривает большое количество небольших заметок и картинок, то можно сделать разбивку не только на колонки, но и на строки, создав ячеистую структуру.

Скачать бесплатные макеты журналов в InDesign

Самое трудное в любом проекте – преодоление «чистого листа», когда перед тобой открыт новый документ, и ты не знаешь с чего начать. Если ступор не проходит, то лучше воспользоваться заготовкой или шаблоном, который уже разработан. Тогда проще будет изменить его, добавив что-то свое. Предлагаем вам скачать набор бесплатных авторских макетов журналов от Chandesh Tk. Скачать можно .

Обратите внимание на приемы, о которых не стоит забывать во время работы над дизайном макета:

  • Не нужно располагать весь контент строго в пределах линий сетки. Изображение или кусок текста может занимать сразу несколько колонок.
  • Не нужно «забивать» все колонки информацией. Оставьте некоторые единицы сетки пустыми (отступы у заголовков, фотографий и т.д.), чтобы сделать макет легким.
  • Иногда можно задействовать отступы и поля, растянув изображение в край страницы. Это сделает макет интереснее.
Все изображения ©PressFoto 2014 По материалам

Лекции, часть 2.

Рисование макета - самое главное и привычное занятие сотрудника секретариата. Новые технологии привнесли в этот процесс свои особенности, однако точный, оригинальный и красивый план полосы по-прежнему остается залогом композиционно уравновешенного, яркого и стильного номера газеты.

Куда ведет карта-схема?

Композиция номера - это размещение материалов по полосам и каждой полосы или раздела - в номере. Как целое номер должен соответствовать принятым в редакции критериям выразительности и идейно-тематической направленности. В нем должно быть четко выявлено главное для основных групп читателей.

Определив схему размещения материалов в номере, переходят к компоновке полос. Исходят из значения статей, заметок или подборок материалов. От этого зависит их место на странице издания. Как в работе портного главным был и остается ладный крой - чтобы не теснило, не топорщило, подчеркивались достоинства и скрывались недостатки, так и в работе секретариатчика самой важной по-прежнему остается задача «прибрать» газету для выхода в люди…

В непревзойденном «Справочнике журналиста» под редакцией Н. Богданова и Б. Вяземского есть раздел, посвященный макетированию. Там, в частности, сообщается, что макет - это точный план верстки номера, призванный обеспечить правильное, четкое размещение материала на полосах и привлекательный внешний вид газеты или журнала.

С тех пор, с 1971 года, мало что переменилось в задачах макетирования, но одно существенное изменение все-таки произошло: от практически технического чертежа, который не давал журналистам развернуться, макет вырос до высот графического произведения и стал оцениваться по законам красоты, с учетом композиции номера и каждой страницы газеты или журнала.

Даже если редакция разработала графическую модель газеты или придумала стандартные макеты для каждого раздела, всегда может возникнуть нештатная ситуация, требующая особого решения. Скажем, на развороте сошлись полосы, сделанные по модели, но не совместимые в данном варианте: там и там по одному крупному материалу и большой фотографии индустриального характера…

Макетирование, несмотря на свой вроде бы технический, вспомогательный характер, тесно связано с таким кардинальным понятием, как оформление. Первое, конечно, производно от него. Но порой сиюминутное может поломать даже изощренные наработки дизайнеров-профессионалов…

Мне доводилось видеть самые разные макеты. В некоторых изданиях отношение к предварительному планированию полос упрощено до предела: макет - небольшой листок с названиями материалов, которые надо разместить на полосе. Сами полосы при этом столь подвижны, размеры шрифтов, колонок, иллюстраций так «гуляют», что необходимость в макете практически отпадает. В других редакциях, напротив, у верстальщика красивый, выполненный в цвете план, где все указано, как на мелкой карте: размеры шрифтов и колонок, заголовков и иллюстраций, при этом заголовки разбиты на строки… Четко обозначено начало материала и место вреза, подпись под снимком и авторская подпись…



Макетирование связано с планированием. Планирование же связано с другим масштабным явлением сегодняшнего дня - увеличением среднего объема газет, расширением тематики, дроблением материалов. Все меньше остается газет, составленных из крупных «кирпичей».

А если отрешиться от идеальных схем и вспомнить, что многие редакции реализуют самую простую схему- импровизацию каждого номера, то понятно, насколько актуально это - учиться макетированию.

О пользе азбучных истин

Вы стали ответственным секретарем, но еще не побывали на курсах по графическому дизайну и не знаете, что газета может делаться по модели и что выработка модели - долгий и кропотливый процесс… А газета должна выходить. Берите листок и рисуйте макет. При этом надо хорошо помнить практически одно правило, о котором можно прочесть, в «Справочнике журналиста»: «…лучше всего выбросить неудавшийся макет и, сообразуясь с наличием материалов, сделать новый». И так - добавлю - много раз. Тогда успех придет…

За время своего существования газеты отработали несколько основных способов разверстки материалов. Каждый сотрудник секретариата о них в той или иной мере осведомлен.

Принципиальное их отличие заключается в следующем: одинакова или неодинакова высота текстовых колонок в материале. Простая, прямоугольная верстка - это когда у материала все колонки одинаковы. Ломаная верстка - когда высота колонок разная и, таким образом, линия, отделяющая тексты на полосе, неровная, уступчатая.

Разновидностью прямоугольной верстки считается так называемая брусковая. Если учесть, что ширина колонок (при неизменной их высоте) может меняться, а в настоящее время это происходит сплошь и рядом, названный прием постановки материалов таков: заголовок всегда ставится на всю ширину набора, с минимальными боковыми отступами, чем как бы подчеркивается его, текста, прямоугольность. Компоновать такие «кирпичи» гораздо проще.

В приведенных примерах название верстки производно от способа постановки материала и выключки заголовка. Когда-то таких признаков было достаточно для определения стиля. Со временем, с повышением требований к композиции полосы, газетчики начали употреблять другие определения систем верстки.

Известное распространение имеет горизонтальная верстка , при которой большинство текстовых материалов имеют вытянутую по горизонтали форму - при неизменной высоте колонок, но, возможно, различной их ширине.

Используется также прием, именуемый вертикальной версткой . Он производен от одного достаточно технического момента: считается, что оформители должны избегать «прорезов» полосы - сквозных, на всю ширину страницы линий из заголовков, иллюстраций, рубрик... Именно поэтому горизонтальная верстка в чистом своем варианте почти не используется; хотя бы одна колонка текста должна перекрывать возникающую зрительную горизонталь...

Запрет на «прорезы» возникает в связи с задачей, уже упоминавшейся здесь, - создавать яркие, динамичные и своеобразные композиции, а значит, избегать банальных прямоугольных построений.

И лучше всего эта цель достигается с помощью асимметричной, или смешанной, верстки

Если вернуться к проблеме крупных материалов (а подобные задачи, к сожалению, чаще всего возникают именно в «малоформатной» прессе), то здесь следует напомнить о «подвале». Постановка материала вниз полосы возможна на всю ширину страницы или ее часть (но не менее двух третей формата), и в зависимости от этого «подвал» будет полным или неполным.

Различают также высоту «подвала»: он бывает высоким или низким; высокий - занимает треть полосы, низкий - не менее ее четверти. Все, что меньше, выглядит задавленно. Все, что «вырастает» выше упомянутой трети полосы, становится неэстетичным «бруском» и в секретариатах, как правило, осуждается.

Говоря о «подвале», нельзя не вспомнить о газетном «чердаке». Так именуется по традиции верхняя часть полосы. В «чердак» тоже часто заверстывают крупные материалы, и он бывает высоким или низким, но требования к высоте у «чердака», гораздо строже: поставленный более чем на треть высоты, перетяжеленный «чердак», катастрофично скажется на внешнем облике страницы - раздавит все остальные материалы.

Свои особенности макетирования имеет первая полоса. Ее внешний облик более стабилен, чем у остальных страниц, и это, с одной стороны, упрощает макетирование, а с другой - делает процесс планирования сугубо творческим: поиск нюанса, «изюминки» здесь особенно сложен. Необыкновенно важен каждый элемент - шрифт, иллюстрация, средства выделения в тексте, заголовки и подзаголовки… Впрочем, это тема несколько иного разговора, а в нашем случае надо учитывать естественное деление полосы на две части - верхнюю и нижнюю, ибо именно так, как правило, приходит газета к читателю. В верхней части, над сгибом, разрезающим полосу, должна остаться какая-то значительная, выразительная часть фотографии или коллажа, шапка полосы, афиша номера - чтобы привлечь внимание покупателя, остановившегося у газетного прилавка…

Для газеты в не меньшей степени, чем для журнала, важно то, как формируются ее развороты. Оставим вопросы, связанные непосредственно с оформлением за пределами данной статьи, напомним некоторые наиболее важные принципы верстки разворотов - исходя из сложившейся практики и традиций.

Развороты строят как одно целое, то есть с учетом расположенных на смежных полосах материалов. Они могут быть схожими по тематике, а могут и различаться, но это не всегда важно. Хорошо будет выглядеть разворот, на котором соблюдены пропорции и ни одна сторона не перегружена иллюстрациями или текстами. Если это тематический разворот и, он, скажем, верстается без средника.

Бывают развороты, составленные с нарочитой симметричностью материалов, это подчеркивает их тематическую однородность. Но чаще всего газетные «распашки» формируются асимметрично.

Об особенностях постановки в номере иллюстраций можно сказать следующее. Верстка одной фотографии обуславливается, как правило, выбором места на полосе и тем, как она «смотрит»: лучше, если взгляд изображенного на ней человека обращен внутрь полосы; идущий или едущий также должен направляться в глубь страницы. Надо следить за тем, как фотоиллюстрация корреспондируется с заголовком размещенного рядом материала… Могут возникнуть неожиданные, нежелательные ассоциации (но здесь ответственность за них автор макета делит с редактором. В случае же, когда иллюстрация ставится на полосу в последний момент, ответственность целиком лежит на ответсекретаре или его помощнике). Подборку фотографий, например, репортажного характера лучше собрать в середине полосы - подчеркнуто сгруппировав.

Кроме перечисленного, нужно уметь оформить тематическую подборку, полосу, разбить заголовок на строки, чтобы он не потерял в выразительности и смысле… И еще многое другое, что определяет облик газеты именно на уровне макета.

Обучение секретариатчика грамоте требует немало времени. Ему надо постигать не только наработанные веками - буквально - правила макетирования газетных и журнальных номеров, но и индивидуальные особенности верстки родного издания…

Но это еще не вся азбука…